Стоимость перехода ОАО «РЖД» на российское ПО оценили в 6,4 миллиарда рублей

ОАО «РЖД» оценило затраты на импортозамещение иностранных информационных систем в 6,4 млрд. рублей. Об этом стало известно из паспортов проектов, которые были направлены в профильный ИЦК (индустриальный центр компетенций). В настоящее время системы РЖД функционируют на платформе z/Architecture, которая может работать только совместно с оборудованием от компании IBM (прекратила поддержку российских пользователей после начала СВО на Украине). Такая ситуация может грозить прекращением продаж билетов и полной остановкой международных перевозок. По оценкам экспертов, при переходе с платформы IBM нужно будет заменить все компоненты и перестроить парк серверов.
Из документов, направленных в ИЦК, следует, что ОАО «РЖД» планирует направить собственные средства в размере 6,4 млрд. рублей на девять проектов по импортозамещению зарубежного ПО. Это системы учета локомотивов, решения для моделирования пассажиропотоков и управления инфраструктурой и т. д. Самым дорогим проектом (1,84 млрд. рублей) станет разработка новой версии системы продажи билетов АСУ «Экспресс», способной функционировать на широко распространенной процессорной архитектуре x86–64. Воспроизвести полностью критические функции «Экспресс-3» на новой версии планируется до декабря 2024 года, а начать реализацию самого проекта — не позднее первого квартала 2023 года. Разработчиком системы выступит АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта».
Новую версию АСУ «Экспресс» ОАО «РЖД» планируют создать на базе «Ред ОС» и СУБД (системы управления базами данных) Postgres Pro Enterprise. Заместитель гендиректора компании Postgres Professional Иван Панченко подтвердил, что ОАО «РЖД» закуплены соответствующие лицензии на необходимый софт, что позволяет использовать СУБД в рамках компании на любых поддерживаемых ОС. При этом в компании «Ред Софт» отметили, что регулярно поставляют «Ред ОС» перевозчику ОАО «РЖД», в том числе и для использования в автоматизированных системах.
По словам эксперта, представляющего компанию — крупного российского производителя электроники, переход системы продажи билетов на альтернативные платформы пройдёт болезненно. «Придется полностью менять серверный парк, закупая другое, причем не российское, а иностранное оборудование. Дело в том, что отечественные производители не выпускают аналогичные в части мощности и отказоустойчивости сервера»,— приводит его слова портал КоммерсантЪ. При этом, как говорит эксперт, есть и другой вариант — подождать, пока российские производители выпустят достаточно отказоустойчивый и мощный сервер.