Влияние цифровизации на качество и безопасность дорог в России

Протяженность автомобильных дорог опорной сети России к началу текущего года составила приблизительно около 140,5 тысяч км. В стране продолжаются активные работы по цифровизации транспортной инфраструктуры, что позволяет постоянно повышать качество и безопасность дорог в регионах. Такие данные приводит Росавтодор в материалах, опубликованных в первые весенние месяцы 2024 года.
Такое понятие, как «опорная сеть автомобильных дорог», впервые закрепили в российском законодательстве в 2023 году. Опорная сеть – это инфраструктура, являющаяся «каркасом национальной автодорожной сети» и обеспечивающая устойчивые логистические связи между ведущими точками генерации транспортного спроса. К 2024 году протяженность входящих в опорную сеть автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения достигла 74,3 тысяч км. Сюда, в том числе, входят 2,6 тысяч км дорог, которые располагаются на «новых» территориях – в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
Основная на сегодняшний день программа модернизации дорожного хозяйства в России – это нацпроект «Безопасные качественные дороги». На его финансирование в 2024 году направлено более 600 миллиардов рублей. Большую часть мероприятий данной программы составляют работы по цифровизации, которая охватывает практически все жизненные циклы дорог, от проектирования и строительства до ввода в эксплуатацию. Прежде всего, речь здесь идет об оцифровке реальных данных и цифровом моделировании дорожной системы, которое позволит упростить управление. Сбор информации о трафике, аварийных и опасных ситуациях, а также о состоянии дорожного полотна производится с помощью различных аппаратных комплексов.
«Оцифровка данных — приоритетное направление в процессе цифровизации автодорог, так как данные можно далее анализировать и автоматизировать принятие некоторых решений. От успеха этапа оцифровки зависит глубина всей цифровизации и автоматизации процессов в этой области», — рассказал Дмитрий Паршин, директор входящего в группу «Ланит» центра разработки Artezio (по материалам газеты «Ведомости»).
Что касается обеспечения безопасности, в этом направлении продолжается расширение сети камер наблюдения. На сегодняшний день российские комплексы могут фиксировать до 60 видов нарушений ПДД (соблюдение требований остановки, правил использования мотошлемов и ремней безопасности, нарушение пользования мобильным телефоном, движение между полос, а также езда без включенных фар ближнего света и др.).
Эксперты считают, что, помимо контроля, автоматизация должна предусматривать наличие активных средств предупреждения об опасности и систем планирования трафика. Одно из перспективных направлений — разработка и внедрение интеллектуальных транспортных платформ, позволяющих в реальном времени производить сбор, обработку и дальнейшее распространение информации о дорожном движении.
Процесс цифровизации данной отрасли предполагает также внедрение беспилотных технологий (так, специальные робомобили можно применять для мониторинга состояния дорожной инфраструктуры и полотна). В будущем беспилотные транспортные средства могут быть использованы и для пассажирских перевозок, а также для перемещения грузов. Среди прочих направлений цифровизации – появление моделей дорожных систем и наземных сооружений с целью оперативного решения задач по контролю за их целостностью, а также обновлению и модернизации.