Эксперты рассказали об особенностях внедрения импортонезависимых продуктов в транспортной отрасли

Участники транспортных Индустриальных центров компетенций (ИЦК) и разработчики ИТ-решений, собравшиеся на одной площадке благодаря Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», обсудили особенности внедрения новых отечественных сервисов, а также их преимущества и эффективность для бизнеса и отрасли в целом.
Транспортным комплексом были сформированы четыре центра компетенций, куда вошли «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт». В настоящее время компаниями-участниками реализуются 18 проектов по импортозамещению общей суммой 19,4 миллиарда рублей. Лидер по количеству разработок — ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика», где якорным заказчиком является РЖД. Проекты, успешно реализованные в ушедшем году — автоматизированная система оперативного управления перевозками (ЕМД ПП) и автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН НП); в работе находятся ещё шесть проектов особой значимости. На сегодняшний день ИЦК уже одобрено восемь проектов «второй волны», заявленных ОАО «РЖД», «Почтой России», ГЛОНАСС и «СберТройкой».
Особенности импортозамещенных сервисов, их экспортный потенциал и применение искусственного интеллекта осветили разработчики новых решений, которыми являются Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД, Центр экономики инфраструктуры, Интэллекс и ВНИИЖТ (Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта). Используя конкретные кейсы, эксперты показали преимущества новых отечественных продуктов в сравнении с зарубежными аналогами. Важнейшим этапом на пути к технологическому суверенитету назвали взаимодействие заказчиков и разработчиков.
О требованиях, которые предъявляет бизнес к импортонезависимым продуктам, рассказывает заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин: «Первое: наши решения должны быть лучше, чем зарубежные аналоги, содержать набор функций, которых нет ни в одной другой системе. Второе: эти проекты должны иметь высокий экспортный и коммерческий потенциал. Третье: наши решения должны быть по возможности универсальны для разных компаний. Четвертое: решения основаны на самых передовых технологиях. И, наконец, пятое: взаимодействие должно быть основано на уважении друг к другу».
Также были представлены конкретные примеры новых российских разработок. Существенного эффекта, к примеру, позволит достичь доработка и внедрение программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. «В разы сократится время на расчёт трафика пассажиропотока. Раньше для этих целей требовалось выполнение целой научно-исследовательской работы, месяцы и десятки миллионов рублей», — рассказал Максим Фадеев, первый вице-президент ООО «ЦЭИ» и автор проекта.