ОАО «РЖД» переведет 8 крупных IT-систем на импортонезависимые платформы

ОАО «РЖД» планирует реализовать восемь проектов по импортозамещению ПО, которые объединены в индустриальный центр компетенций «Железнодорожный транспорт и логистика»
Первый проект – это развитие автоматизированной системы продажи железнодорожных билетов и управления пассажирским комплексом «Экспресс» нового поколения, который будет реализован в сотрудничестве с ВНИИЖТ (Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной техники). Как рассказал заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, в настоящее время АСУ «Экспресс», имеющая 15 каналов обслуживания, может обработать более 1 миллиарда поездок ежегодно и около 2 тысяч событий в секунду. В будущей версии системы планируется интеграция с такими сервисами РЖД, как туристический портал и туристические поезда.
Второй проект, реализуемый вместе с компанией «Интеллекс», – перевод автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов на импортонезависимую платформу РЖД. Система управления базами данных Postgres Pro Enterprise будет модифицирована для перевода на нее всех электронных документов, реализованных на базе новой платформы АС ЭТРАН НП (электронная транспортная накладная).
Высокую степень готовности имеет третий проект – создание импортонезависимой автоматизированной системы оперативного управления перевозками, который РЖД осуществляет совместно с Проектно-конструкторским техническим бюро по системам информатизации – Центром цифровых технологий (ПКТБ-ЦЦТ). Основная задача – разработать систему из импортонезависимых компонентов при сохранении и развитии функционала действующей системы, а также транзакционное ядро системы (это управляющая система контроля технологической дисциплины, информационно-управляющие сервисы и функциональный модуль формирования статистической и управленческой отчетности, логистический контроль по верификации и приоритизации событий сквозного процесса доставки грузов и пассажиров).
Четвертый проект, реализуемый вместе с «Инфраструктурной сервисной компанией», — разработка импортонезависимой системы управления инфраструктурой РЖД. Ядро системы будет создано на микросервисной архитектуре, в её работе планируется использовать алгоритмы предиктивной аналитики.
Пятый проект состоит в доработке и внедрении программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков, который будет учитывать различные факторы, влияющие на объемы пассажирских перевозок. Запланирован и пилотный проект по внедрению кибер-кафе с роботом-продавцом в целях повышения эффективности и автоматизации технических и бизнес-процессов. Поставщик роботов – пермская компания Promobot Cyber Café.
Шестой проект – создание импортонезависимой единой системы полномерного учета локомотивов (ЕС ПУЛ). Здесь, в первую очередь, реализуют функционал учета МВПС (мотор-вагонного подвижного состава) и ВСМВПС (высокоскоростного мотор-вагонного подвижного состава) парка РЖД. Во вторую – функционал учета ТПС (тягового подвижного состава), ССПС (самоходного специального подвижного состава) и НСПС – (несамоходного специального подвижного состава).
Седьмой проект – создание импортонезависимой единой информационной системы управления вагонным хозяйством, в том числе реализация функционала выполнения ремонта грузового вагона всех форм собственности и эксплуатационных и вагонных ремонтных депо, функционала проведения взаиморасчетов и электронного документооборота с контрагентами по договорам на ремонт вагонов.
Восьмой проект представляет компания «Дело-тех», которая занимается созданием независимой системы управления цепочками поставок ITTrans для перевозчика «Трансконтейнер». Последние 12 лет «Трансконтейнер» использовал систему Oracle Transportation Management, однако затем руководство задумалось о переходе на отечественное ПО. Система обеспечит управление цепочками поставок (автоперевозки, ж/д и морские перевозки), а также управление ресурсами.