В Петербурге появятся первые беспилотные трамваи

2 июня петербургским Горэлектротрансом, российским производителем подвижного состава ООО «ПК Транспортные системы» и компанией Cognitive Pilot, отечественным разработчиком искусственного интеллекта для наземного транспорта, было подписано трехстороннее соглашение о создании полностью беспилотного трамвая.
Санкт-Петербург был первым городом, внедрившим в стране технологии искусственного интеллекта именно для маршрутного транспорта, который на сегодняшний день регулярно эксплуатируется для обслуживания пассажиров. Это «умные» трамваи, оснащенные комплексом активной помощи водителю, с 2022 года они поступают по программе обновления подвижного состава.
Полная автономность электротранспорта позволит вывести его движение на качественно новый уровень безопасности и эффективности, а также создать для пассажиров более комфортные условия движения, минимизировать интервалы ожидания и существенно продлить срок службы рельсовой инфраструктуры.
«Беспилотность – это полное отсутствие человеческого фактора. Искусственный интеллект трамвая не отвлекается на сообщения в мобильном телефоне, не испытывает депрессий, не торопится и не тормозит, что позволяет поддерживать оптимальный график движения, наилучшим образом реагирует на дорожные ситуации. Важно, что беспилотный транспорт непрерывно самообучается в процессе эксплуатации. Опыт одного трамвая в преодолении тех или иных проблем становится сразу доступным всему транспортному флоту, что позволяет поднять безопасность движения на самый высокий уровень», – рассказывает Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot.
Системы управления с полной автономностью способны решить не только проблемы, связанные с движением транспорта, но и кадровый вопрос, который во всем мире является одним из ключевых в сфере городского электротранспорта. Технический персонал и водители задумываются о получении новых актуальных знаний, и многие молодые сотрудники Горэлектротранса уже поступают в вузы для повышений своей квалификации.
За внедрением беспилотного городского транспорта неизбежно последует появление более совершенных и значимых профессий, например, бортинженера – специалиста, следящего за безопасностью и работоспособностью трамвайной аппаратуры.
По словам участников проекта, уровень своего интеллекта система автопилотирования трамвая будет повышать постепенно, забирая на себя все большее количество функций по управлению движением, оставив водителю только задачи контролера (при этом за ним сохранится безусловное право вмешиваться в процесс управления).
Сообщается, что реализация полностью беспилотного режима управления трамваем будет возможна только в том случае, когда участники проекта будут стопроцентно уверены в его надежности, а также после проведения всех необходимых этапов испытаний и тестирования систем и их сертификации.