В России работают над созданием полноценной отрасли беспилотных авиационных систем

В России разработан национальный проект по развитию БАС (беспилотных авиасистем), утвердить его должны до 1 сентября 2023 года. Александр Книвель, исполнительный директор Авиарегистра России по сертификации разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники и БАС, выразил надежду на то, что в нашей стране, наконец, появится полноценная отрасль. «Определены приоритетные направления развития беспилотных летательных аппаратов, параметры рынка, ежегодные целевые показатели, объем и источники финансирования. Президент поручил наладить серийный выпуск БАС в стране. Сейчас в базе Росавиации числится свыше 70 тысяч беспилотников. И, по прогнозам, эта цифра в ближайшие годы увеличится в разы. Задача сложная, комплексная», – рассказал он в интервью «Российской газете».
Книвель считает, что достоинства беспилотников очевидны – меньшие траты на обслуживание и топливо из-за невысокой себестоимости полётов, небольшая взлетная масса, более быстрая и простая подготовка к вылету, отсутствие необходимости во взлётно-посадочной полосе для беспилотников вертикального взлета и посадки. Основным же плюсом является то, что при работе в опасных условиях жизнь пилотов не находится под угрозой. На сегодняшний день дроны востребованы как у военных, так и у гражданских структур – госкорпораций, компаний и т.д. Только на тяжелые беспилотники предварительный спрос составил уже более 1 тысячи единиц. Планируется, что госзаказ на летательные аппараты разных классов и типов будет обновляться ежегодно.
На вопрос о том, повлияли ли санкции на развитие данной отрасли в нашей стране, Книвель ответил, что, к сожалению, повлияли. Комплектующие для аппаратов, к примеру, сейчас закупаются в основном в дружественных странах. «Длительное время считалось, что проще и дешевле купить комплектующие за рубежом, чем разрабатывать, сертифицировать и изготавливать их самим. Сейчас пожинаем результаты такой политики. Хотя еще в соответствии с дорожной картой “Рынки и технологии” AeroNet от 2015 года предусматривалось создание до 2021 года линейки отечественных двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей для БАС», – поделился он.
Александр Книвель также рассказал, что Авиарегистр России был одной из первых в мире организаций, выпустивших специальные нормы летной годности для беспилотников.
В целом, говорит эксперт, работы впереди ещё много. Отдельным пластом задач можно выделить полеты дронов в городах. Так, в мегаполисах должны быть выделены специальные коридоры, входящие в единую аэронавигационную систему. Есть трудности также с подготовкой операторов дронов. В единый механизм нужно привести и нормативное регулирование, которое является ключевой вещью для нормального использования беспилотников в стране. Эксперт считает, что в России должна быть разработана единая госпрограмма “Развитие беспилотной гражданской авиатехники до 2030 года”.