Проблемы и перспективы развития электротранспорта в России

Электрификацию транспорта на сегодняшний день можно назвать одним из главных трендов современности, причем тренд этот актуален как для отдельных государств, так и на общемировом уровне. Обусловлено это, прежде всего, климатической повесткой – речь идёт о политике по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Наша страна здесь не является исключением – медленно, но верно мы движемся в том же направлении.
Правительством РФ утверждена «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года», в которой определены задачи для формирующейся отрасли. Сюда входят развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, вывод на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры. Кроме того, отмечается необходимость разработки парковочных пространств для электротранспорта и актуализации технических регламентов и документов в сфере стандартизации. Государство также планирует поддерживать производство электромобилей и стимулировать спрос на них. Так, подобные транспортные схемы будут входить в программы льготного кредитования и лизинга, а производителям электротранспорта и аккумуляторов предложат оформить субсидии на софинансирование затрат, которые связаны со строительством заводов, и специальные инвестиционные контракты.
Медленный выход на российский рынок электротранспорта обусловлен его достаточно высокой стоимостью по сравнению с транспортом на традиционном топливе, а также низким уровнем развития зарядной инфраструктуры и ограниченным запасом хода у электромобилей. МЭА и ГИБДД приводят данные, согласно которым доля России на общемировом рынке электромобилей в 2021 году составила только 0,1%, несмотря на положительную динамику темпов прироста числа электромобилей.
В 2021 году количество автомобилей на электродвигателях в России достигло 14,7 тыс., эта цифра более чем в 100 раз превышает показатель 2015 года (145 единиц). Что касается среднегодовых темпов прироста российского парка электромобилей, с 2015 по 2021 год они составили 127,9%, однако при этом в абсолютном выражении значительно отстают от показателей мировых лидеров. Так, в Германии с 2015 по 2021 год среднегодовой прирост составил 109 тыс., в то время как в России – лишь 2,4 тыс., то есть почти в 45 раз меньше.
Ключевым фактором развития электротранспорта можно считать количество построенных в стране электрозаправочных станций. По данным Росстата, к концу 2021 года в России функционировало 208 ЭЗС, при этом 66 и 48 из них (54,8% от общего числа ЭЗС) были расположены на территории Центрального и Сибирского федеральных округов. Большая часть станций, кроме того, располагается на дорогах местного значения, и при поездках на дальние расстояния возможность подзарядки остается проблемой. Поэтому в Концепции отмечается целесообразность установки ЭЗС на расстоянии, не превышающем 100 км, на дорогах общего назначения. Можно сказать, что на сегодняшний день более или менее нормально можно пользоваться электромобилями только в границах двух столиц и в нескольких крупных городах.
В современных условиях препятствия на пути развития рынка электромобилей связаны в первую очередь с общей экономической ситуацией. Реальные доходы населения снижаются, при этом снижается спрос на автотранспорт в целом и на потенциально более дорогостоящий электротранспорт в частности. В Концепции отмечается, что разница между стоимостью электромобиля среднего класса и обычного авто составляет примерно 750 тыс. рублей. Для обеспечения конкурентоспособности электромобилей в условиях сжатия рынка необходимы масштабные программы субсидирования спроса за счет бюджетных средств. Форсированная поддержка электромобилей при этом может привести либо к необходимости еще более высоких бюджетных трат, либо к ухудшению положения потребителей и производителей автомобилей на двигателях внутреннего сгорания, если государство сократит для них часть традиционной поддержки.
Таким образом, на данный момент развитие в нашей стране электротранспорта без дополнительного субсидирования представляется маловероятным. В Китае, который является обладателем крупнейшего парка электромобилей в мире, именно меры господдержки обеспечивают рекордные объемы продаж (в 2020 году там было продано на 1 млн. электромобилей больше, чем в США). Среди основных мер поддержки можно выделить субсидии на покупку такого транспорта, при этом размер субсидии может зависеть как от объема аккумулятора, так и от стоимости самой модели.