В России предложили создать единого оператора для беспилотных авиационных систем

Алексей Варятченко, ди¬рек¬тор по уп¬равле¬нию циф¬ро¬выми ак¬ти¬вами АО “Го¬сударс-твенная тран¬спорт¬ная ли¬зин¬го¬вая ком¬па¬ния”, пред¬ло¬жил соз¬дать еди¬ного опе¬рато¬ра для раз¬ви¬тия рын¬ка бес¬пи¬лот¬ных авиа¬цион¬ных сис¬тем, перенеся, таким образом, опыт с рынка пилотируемой авиации. “Активное развитие отрасли сейчас очевидно всем. Всё будет зависеть от услуг, которые появятся на рынке. Их характеристики и качество будут определять требования к игрокам рынка”, – заметил он. Данное предложение было озвучено с трибуны стратегической сессии “Вызовы и возможности: развитие рынка “Аэронет” в меняющихся условиях”.
По словам Варятченко, в настоящее время авиакомпаниям-эксплуатантам БАС для выполнения работ, необходимых заказчику, нужно совершить огромное количество действий: подсчёт себестоимости работ, анализ того, какое оборудование можно использовать, подача заявки на осуществление полетов, и т.д. “Одна и та же услуга, оказанная разными авиакомпаниями, может иметь абсолютно разную стоимость, качество и характеристики. То есть сейчас предоставляются не массовые, а штучные услуги. Законы же развития рынка говорят, что для развитых отраслей характерно оказание именно массовых услуг”, – говорит эксперт.
Для того чтобы сделать услуги беспилотной авиации массовыми, авиакомпаниям, участникам рынка, производителям оборудования и представителям госрегулирования следует добавить еще одну очень важную роль – оператора БАС. “Массовая услуга, в нашем понимании, должна иметь невысокую цену и предоставляться оперативно: если мы два месяца будем согласовывать одну услугу – это уже никому не будет нужно. Кроме того, услуга должна иметь заранее известные фиксированные характеристики”, – уверен Алексей Варятченко.
По его мнению, оператор беспилотных систем должен участвовать в формировании перечня стандартизованных услуг, а также определять характеристики оборудования в привязке к услуге и заниматься разработкой системы оценки качества предоставляемых услуг. Кроме того, в задачу оператора входит создание наиболее комфортных условий взаимодействия с заказчиками и исполнителями услуг беспилотной авиации и прочими участниками рынка. “Оператор БАС должен создать механизм координации рыночных отношений и участвовать в процессе формирования структуры рынка. Взаимодействуя с игроками рынка и задавая основной вектор, придавая динамику развития отрасли, то есть, являясь локомотивом. Оператор БАС будет помогать в решении многих системных проблем, которые сейчас кажутся неразрешимыми, а также сделает услуги, которые оказываются с помощью БАС, массовыми”, – приводит слова генерального директора ГТЛК портал comnews.ru.
Борис Алёшин, лидер рабочей группы “Аэронет”, уверен, что без профессионального логистического оператора (а не просто логистического оператора, который хотел бы им стать), развитие рынка не будет осуществляться нужными темпами. “По сути, это единственный механизм, который позволяет производителям выйти на рынок продаж услуг в массовом порядке. Если не будет такого инструмента, то мы не сможем дальше продвигаться. Это крайне актуальная задача. Логистический оператор, его выбор и его финансовая поддержка через фонд НТИ будут одной из ключевых задач”, – говорит он.
Также, по его словам, в 2021 году Минтрансом была разработана и утверждена концепция интеграции БАС в воздушное пространство. “Минтранс разработал подробный план НИОКР, который должен обеспечивать исполнение этой концепции. В концепции разработаны все сюжеты, связанные с пребыванием в воздушном пространстве пилотируемой авиации и беспилотников: от нормативной базы до конкретных технических решений для реализации. У нас есть концепция, есть план со стороны правительства, инициатива со стороны Платформы НТИ и всех, кто связан с разработкой беспилотников и развитием рынка. Теперь предстоит решить главную задачу – обеспечить сходимость этих направлений и оптимальным образом сделать запрос у правительства на ресурсы для продвижения этой задачи. И исключить при этом разнонаправленную работу”, – рассказал Алёшин.
Глеб Бабинцев, гендиректор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии БАС “Аэронекст”, уверен, что для достижения успеха в развитии новых рынков, которые основываются на трансформации существующей деятельности, следует сфокусироваться на одной предметной области. “Мы должны совершить эффект рывка на рынке новой авиации. Только так мы добьемся экономически результативного перехода рынка в новую модальность – оцифрованную и роботизированную”, – считает он.