Оплата в московском транспорте станет биометрической

Москва расширит эксперимент по сбору данных горожан: 329 миллионов рублей планируется потратить на модернизацию приложения «Московский транспорт», добавив в него функцию биометрического распознавания для оплаты проезда по лицу. Этот тендер на сайте госзакупок был выигран компанией «Интеллектуальные социальные системы», принадлежащей экс-комиссару движения «Наши» Дмитрию Коху. Работы по проекту будут выполнены за восемь месяцев.
В описании закупки указано, что в приложение «Московский транспорт», представляющее собой навигационную систему, с помощью которой можно вызвать такси, взять в аренду велосипед, самокат, и т.д., можно будет загрузить свою фотографию, на её основе приложение сформирует слепок лица пассажира и привяжет к нему банковскую карту, которой будет оплачиваться проезд.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) заявили, что данная функция позволит пассажирам пользоваться полностью бесконтактным способом оплаты проезда по технологии распознавания лиц в городском транспорте.
Данные пользователей будут храниться в защищенном контуре, к которым не будет доступа ни у кого, за хранение же платежных данных ответственны банки, заверили в ведомстве. Также представители организации напомнили, что технология уже тестируется в московском метро.
Появление биометрической оплаты в транспорте неизбежно влечёт за собой ряд трудностей. Нужно будет заменить камеры в наземном транспорте, поскольку данное оборудование уже устарело, и разрешения этих камер не хватит для распознавания лиц. Вызывает вопросы и трафик: для передачи данных с наземного транспорта используется сотовая связь, появление биометрии приведет к кратному росту трафика, ввиду чего понадобятся сети 5G. Транспорт необходимо будет оснастить видеооборудованием, которое предназначено для получения изображений лиц через пункты прохода пассажиров.
Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт», отмечает, что для внедрения оплаты по лицу понадобится сочетание нескольких методов определения личности, при этом для каждой идентификации будет необходимо обращение в защищенное хранилище данных для сравнения с загруженными данными пассажиров.
«Поскольку исходные биометрические данные будут содержаться в хранилище долго, есть постоянно растущий риск проникновения в него третьих лиц или инсайдеров»,— заметил Макаров. Риски кражи копий биометрических слепков могут быть минимизированы при помощи квантовой криптографии, но они все равно остаются, что неизбежно будет нервировать пользователей, подытожил он.