Сегодня в компании «Российские железные дороги» осуществляется перевод ключевых производственных систем на ПО, разработанное в России. Параллельно с этим, функционал данных систем становится более широким благодаря интеграции технологий ИИ. Данную информацию озвучил Павел Дыкун, коммерческий директор «РЖД-Технологии», в ходе проведения Демонстрационного дня «Лучшие ИТ-решения ОАО «РЖД» для международного рынка». Данное событие было организовано как часть деловой программы МТК-2025 (Международного технологического конгресса).
«В РЖД работают более 50 проектов с применением сквозных технологий, включая системы компьютерного зрения, системы, связанные с большими языковыми моделями и с предиктивной аналитикой. Основными направлениями применения технологий искусственного интеллекта является управление перевозками, эксплуатация обслуживания инфраструктуры и подвижного состава, а также все, что связано с персоналом и охраной его труда», — отметил спикер.
Разработки ОАО РЖД в области искусственного интеллекта имеют значительный коммерческий и экспортный потенциал. Около полутора десятков информационных систем уже включены в список экспортных продуктов компании, свыше сотни наименований при этом готовы к реализации на российском рынке и в ближайшее время будут представлены на международном.
Особым спросом пользуются системы, использующие технологии компьютерного зрения.
«Они применяются в сфере безопасности, для мониторинга путей и состояния вагонов. Используем видеоаналитику, автоматическое обнаружение аварий. С помощью технологий машинного зрения мы добавляем новые услуги, коммерциализируем их. У нас есть коммерческий осмотр вагонов, коммерческий осмотр груза, контроль местоположения груза в вагоне», — рассказал Павел Дыкун.
Одним из ключевых векторов развития ИИ в компании является интеграция технологий, связанных с речевой обработкой. «Speech services» активно применяются в управлении персоналом. Так, голосовые боты способны автоматизировать первичное общение с кандидатами, проводя до 8 тысяч собеседований ежемесячно. Кроме того, данные решения используются при оказании технической поддержки сотрудникам: виртуальный ассистент «ВиКо» обрабатывает примерно 60% обращений железнодорожников, связанных с работой информационных систем.
Использование ИИ способствует и повышению уровня безопасности на железнодорожном транспорте, включая в себя диагностику состояния путей, обнаружение посторонних лиц в запрещенных зонах и автоматическое выявление аварий. Кроме того, искусственный интеллект содействует оптимизации маршрутов — с его помощью можно прогнозировать загруженность и принимать обоснованные решения на основе полученных данных.
«Искусственный интеллект в РЖД — это цифровой приоритет. Мы готовы представлять все эти проекты на международном рынке, реализовывать их и повышать эффективность работы железных дорог и логистических компаний», — приводит слова Павла Дыкуна портал РЖД Цифровой.
