Максим Ликсутов рассказал о перспективах развития столичной транспортной инфраструктуры

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта в интервью порталу CNews поделился своим видением того, какой будет транспортная городская инфраструктура будущего, а также рассказал, какое место в этом развитии будет занимать цифровизация. Так, он считает, что на дорогах столицы через 10-15 лет будут преобладать электромобили, система проездных билетов исчезнет, а в метро появится инфраструктура для поездов-беспилотников.
«Интеллектуальная транспортная система будет глубоко интегрирована и привязана к транспорту. Речь не о том, что на дороге стоят камеры, которые фиксируют скорость или нарушения, связанные с непристегнутым ремнем или телефоном в руке, а о том, что сама машина не будет давать вам возможности нарушать. Например, если у нас нештрафуемый порог скорости — 20 км в час, что, кстати, достаточно высоко для города, — то машина не даст вам превысить скорость», — говорит он. В результате дорожное движение станет более прогнозируемым, и пропускная способность значительно увеличится из-за отсутствия аварий.
Что касается электротранспорта, Ликсутов считает, что Россия может догнать в этом вопросе лучших мировых вендоров, однако для этого нужна однозначная поддержка российских производителей. В настоящее время по поручению мэра Москвы ведётся работа над тем, чтобы к 2024–25 году появилась полностью российская платформа для электромобилей.
«Я лично верю в электромобиль. Наш опыт с электробусами показал, что это удачное решение. Машина отлично зарекомендовала себя и зимой, и летом — никакого дизеля и биодизеля, прогревается в три раза быстрее, чем дизельная зимой. Много и других преимуществ. К примеру, в дизельной машине деталей, которые надо менять, больше 2 тысяч, а в электробусе — 200. Это экономия денег города, в первую очередь. Будущее, очевидно, за электрическим городским транспортом, мы будем стараться делать все для этого», — приводит слова вице-мэра CNews.
Кроме того, программа развития электротранспорта предусматривает строительство зарядной инфраструктуры за счет города, ежегодно будет появляться 200–300 станций быстрых зарядок.
Ликсутов также рассказал, что в настоящее время приняты все необходимые федеральные законы в области беспилотного транспорта. Правительство оказывает всестороннюю поддержку компаниям, которые работают в данном направлении, однако какого-то значимого внедрения технологии вице-мэр советует ожидать не раньше, чем через 10–15 лет.
По мнению Ликсутова, в перспективе основным платежным средством на транспорте станет биометрия. «Я — один из первых участников системы, сдал в нее свои данные, отложил все карты «Тройка» и давно пользуюсь только биометрической системой. Считаю, что это удобно и просто: посмотрел в камеру — и прошел. Количество желающих использовать биометрию как средство оплаты проезда, растет. Система полностью готова к тому, чтобы количество людей увеличивалось, мы оборудуем новые турникеты. В перспективе у системы хорошее будущее, если исходить из факторов простоты использования и надежной защиты данных, которые хранятся в закрытом контуре. Это полностью российские технологии, система создана правительством Москвы, имеются сертификаты ФСБ и ФСТЭК», — рассказал он. Помимо биометрии, в метрополитене планируется запуск системы быстрых платежей, которая также является очень удобной для пользователей технологией.
Рассказал Максим Ликсутов и о сложностях, с которыми столкнулись транспортные предприятия в Москве в связи с уходом иностранных поставщиков программного обеспечения. Особых проблем, по его словам, не возникло, поскольку для управления инфраструктурой всегда использовались программы собственной разработки. «Сказать о том, что нас как-то санкции затронули, не могу. Разве что переход на «1С» с программы с элементами SAP теперь случится не в течение нескольких лет, а за несколько месяцев. Это был плановый переход в спокойном режиме — какие-то вещи ускорили», — говорит он.
По словам Ликсутова, в течение последних лет Москва входит в тройку мировых лидеров по развитию интеллектуальных транспортных систем, при этом ежегодно внедряются всё новые и новые прорывные проекты, которые позволяют сохранять лидерские позиции.