Переход на отечественное программное обеспечение готовы осуществить около 90% российских компаний

Облачным провайдером «КРОК Облачные сервисы» был проведен опрос на тему перехода с зарубежного на отечественное программное обеспечение. Участие в нём приняли свыше 100 представителей российских компаний из разных секторов бизнеса.
По результатам опроса выяснилось, что 87% компаний либо уже нашли альтернативу зарубежному ПО среди отечественных продуктов, либо находятся в её поиске. 29% из них при этом в настоящее время активно переходят на новое ПО, остальные же пока подбирают для себя подходящие решения.
Среди основных причин происходящей миграции можно назвать уход с российского рынка западных компаний и отключение российских подразделений глобальных компаний от зарубежных облачных сервисов и центров обработки данных. При этом сторона клиента часто остается с минимумом IT-специалистов, и возможности для развертывания системы своими силами у неё нет. В этих условиях переход в облако для многих оказывается наиболее удобным, быстрым и экономически обоснованным решением. Для перехода обычно используются российские продукты с Open Source в своей основе.
В большинстве опрошенных компаний, которые готовы к миграции (75%), планируется перенести в облако пользовательские сервисы (это электронная почта, файлообменники, онлайн-редакторы), при этом 61% компаний находится в поиске альтернатив платформе виртуализации, 57% планируют подобрать замену инфраструктурным сервисам (служба каталога, back up), а 39% – операционным системам.
«С весны 2022 года мы провели более 30 проектов по локализации ИТ-инфраструктуры и сервисов для самых разных секторов экономики, от FMCG до промышленности. Хотя спрос на подобные задачи сильно возрос в последнее время, по нашей оценке, около 60% корпоративных заказчиков пока определяются, на какие решения переходить, а запустят проекты по миграции только в этом году. Притормаживать этот процесс их заставляют опасения не найти подходящей альтернативы», — рассказал Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса компании «КРОК Облачные сервисы».
Опрос также выявил самую распространенную проблему при поиске альтернативы зарубежному ПО. Ею стала несовместимость с другими решениями, с которой столкнулись 76% опрошенных. Осложняет переход также непривычный пользовательский опыт (об этом заявили 64% компаний), долгие сроки миграции (36% компаний), подорожание финального проекта по сравнению с расчетным (28% компаний). Среди проблем называли также несоответствие решений нужному уровню безопасности и низкую производительность приложений после внедрения.
Эксперты «КРОК Облачные сервисы» в связи с этим рекомендуют проводить аудит используемых решений, после чего разрабатывать проект внедрения, на основании которого будет осуществляться переход. Эти шаги помогут минимизировать перечисленные выше риски. Если они были проведены качественно, срок перехода может занять около трех месяцев.
«По нашему опыту, системный подход к локализации помогает избежать большинства проблем при переходе. Вендоры сейчас активно развивают свои продукты, постоянно дорабатывая и расширяя их функционал, и решение, не подходившее компании год назад, сейчас может отвечать всем ее требованиям. Кроме того, можно внедрять отдельные продукты или в комплексе. При этом пользователи достаточно быстро адаптируются к новым решениям», — отметил Зинкевич.