В России распространят опыт регионов по внедрению цифровых транспортных решений

Развитие цифровизации привело к необходимости пересмотра современных подходов к организации общественных перевозок. Комплексный платформенный подход позволяет повысить эффективность одновременно для всех участников перевозок — бюджета, пассажиров и организаций. Ключевыми отличиями нового подхода от уже существующих в России моделей управления общественными перевозками являются:

- переход на систему оплаты перевозчикам за транспортную работу (до этого коммерческими перевозчиками обслуживались только прибыльные маршруты, социально важные, но убыточные маршруты обслуживали муниципальные предприятия), собранная выручка при этом поступает напрямую в бюджет, а перевозчику оплачивают качественно выполненный рейс. Тот, в свою очередь, обязан выполнить безопасную и комфортную перевозку с соблюдением расписания. Тверская область стала первым регионом в России, где введена 100% оплата за транспортную работу.

- комплексный подход к организации транспортного обслуживания (взаимоувязывание маршрутов, расписания и перевозок различными видами транспорта), что позволяет повысить доступность и удобство услуг для пассажиров (в числе которых льготные и маломобильные категории), минимизировав время в пути и сократив транспортные расходы региона.

Такой подход возможно реализовать только путём внедрения цифровой платформы по управлению общественным транспортом.
В Твери, к примеру, с 2020 года реализуют новую модель пассажирских перевозок, которая основана на комплексном цифровом решении, объединившем сервисы для пассажиров, а также все процессы, связанные с организацией и контролем общественного транспорта. В процессе планирования программы модернизации общественного транспорта принимались в учёт все факторы, способные повлиять на степень удовлетворенности пассажиров. Так, выходящие на маршруты новые автобусы уже приспособлены для маломобильных пассажиров, имеют валидаторы для безналичной оплаты проезда, информационные медиапанели, где пассажир может отследить движение автобуса по маршруту, а также систему климат-контроля и видеонаблюдения. В тверском общественном транспорте полностью прекратились карманные кражи после запуска системы видеонаблюдения. Мультиканальные системы оплаты проезда позволяют пассажирам оплатить проезд за наличный расчет, с помощью транспортной или банковской карты, мобильного приложения, социальной карты жителя или школьной карты.
Еще один инновационный инструмент от компании «Датапакс», который был презентован летом этого года — прогноз безбилетных проездов и автоматизация контрольных проверок, дополняющий комплексную систему управления общественным транспортом. Итоги пилотных испытаний решения для борьбы с безбилетниками показали снижение числа «зайцев» более чем в 2 раза, в связи с чем увеличилась собираемость билетной выручки.
Комплексный подход позволил достичь таких результатов: полностью ликвидированы «серые» перевозки, в 7 раз увеличились ежегодные платежи по налогам и сборам (до 0,4 млрд руб.), сократилось на 67% количество ДТП с участием общественного транспорта, а травматизм среди пассажиров снизился на 74%. Значительно повысились качество перевозки, точность выполнения расписания, а также повысился уровень удовлетворенности пассажиров.
В настоящее время планируется распространить опыт регионов по внедрению цифровых транспортных решений. Курированием проекта займутся Минтранс и Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). Как ожидается, нововведения, в число которых войдут цифровой профиль пассажира, а также онлайн-сервисы по построению оптимальных маршрутов и сквозной безналичной оплате проезда, должны привести в качественному изменению работы общественного транспорта, повышению комфорта и безопасности пассажирских перевозок.
На сегодняшний день пилотные проекты в рамках цифровых платформ по сокращению времени ожидания транспорта уже реализуются в таких городах, как Пенза, Норильск, Челябинск, Пермь, а также в Ростовской области. Интерес же к приложениям для пользователей транспортных систем, которые уже функционируют в Норильске, Казани и Таганроге, проявили в 30 регионах.