Железнодорожная отрасль в России достигла высокого уровня цифровизации по всем направлениям

Члены правления компании РЖД в процессе итогового заседания обсудили результаты работы в области цифровизации за 2019-2024 годы. Данная деятельность ведется в рамках реализации Стратегии цифровой трансформации, которая была утверждена РЖД в 2019 году.
Устойчивый «цифровой» рост в течение этих шести лет наблюдается по всем направлениям деятельности компании. Так, положительной динамикой характеризуется уровень цифровизации рабочих мест и операций – например, количество юридически значимого документооборота достигло 22 млн документов в 2024 году (против 6 млн в 2019). На Сервисном портале работника РЖД в настоящее время функционирует уже 76 сервисов, а треть работников холдинга перешла на электронный кадровый документооборот.
Цифровые технологии активно применяются и в процессе взаимодействия с пассажирами, которые могут оформить уже более 79% услуг в электронном виде (в 2021 году этот показатель составлял 58%). Так, в 2024 году были внедрены сервисы «Лист ожидания», «Профиль питомца», «Оплата по геолокации» и ряд других. Доля покупаемых в электронном виде билетов на поезда также быстро растет (с 63% в 2020 году до 81% в 2024).
Переходит в «цифру» и работа с грузоотправителями (доля услуг, которые здесь можно получить в электронном виде, с 2020 увеличилась на 17,2%). Продолжается развитие сервисов управления грузовыми перевозками – число организаций, подключенных к личному кабинету грузоотправителя, с 2020 года выросло в 5 раз.
«Нам есть, чем гордиться в части цифровой трансформации, но останавливаться нельзя. Впереди мы видим еще более сложные и амбициозные задачи. Чтобы сохранить лидерские позиции, в ближайшие 6 лет мы должны вывести компанию на новый уровень организации процессов, экосистемное взаимодействие с партнерами, широкое применение искусственного интеллекта и других передовых технологий», – говорит заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
Динамику цифровизации компании отражает ежегодный рост оценки ее цифровой зрелости. Так, в прошлом году она выросла на 0,05 балла по сравнению с 2023 годом, составив 4,05 балла (с 2020 года, в то же время, данный показатель увеличился на 1,29 балла). Обеспечение роста происходит, в том числе, путем повышения цифровой культуры железнодорожников. В прошедшем году, благодаря программам в сфере цифровой грамотности, свыше 75 тысяч сотрудников РЖД прошли обучение (что почти на 10 тысяч человек больше, чем в 2023 году).