Транспортная отрасль в России сегодня развивается рекордными темпами, при этом наша страна является одним из мировых лидеров по её автоматизации. Генеральный директор концерна «Телематика» Алексей Нащекин рассказал о том, какие именно ИИ-решения в настоящее время применяются для железнодорожного транспорта.
«Современные дороги — это уже не просто асфальтовое или рельсовое полотно, это сложные «умные» системы, в основе которых лежат технологии искусственного интеллекта. Решения с использованием ИИ буквально пронизывают всю транспортную инфраструктуру — от систем управления дорожным движением в городах и на магистралях, роботизированных цифровых станций на железной дороге до беспилотных автомобилей и локомотивов», – рассказывает Нащокин в интервью РБК. По его словам, «Телематикой» к настоящему времени оцифрованы уже порядка 1,5 млн км российских дорог. «Умные» дороги могут оперативно выявлять аварии или погодные опасности и сообщать об этом водителям через информационные табло, давая им возможность заранее снизить скорость.
Кроме того, концерн участвует в комплексном проекте РЖД «Цифровая железнодорожная станция», создавая ключевые модули, которые устанавливаются на все существующие железнодорожные станции; сегодня по России их насчитывается уже несколько тысяч. Данные решения позволяют осуществлять интеллектуальную диагностику подвижных составов «на ходу» с применением технологий машинного зрения, лазерного сканирования и тензометрии.
Также в 2024 году концерном было открыто новое направление — робототехника, позволяющее исключить рутинные операции, тем самым, выводя человека из опасных зон. Для беспилотной «Ласточки», недавно успешно запущенной на МЦК, «Телематика» принимала участие в создании технологии обнаружения препятствий.
«На железной дороге наши модули сделали возможным детальное планирование работы на сортировочных, грузовых и участковых станциях в автоматическом режиме на 24 часа вперед, решения по интервальному регулированию безопасно ускоряют движение составов. Все это позволяет заметно увеличивать пропускную способность железной дороги, уплотнять грузопотоки. За счет роботизации мы убираем людей с опасных участков, снижаем травматизм и бережем человеческие жизни.
«Умные» дороги, беспилотные авто и роботы — мы стоим на пороге глобальных изменений в транспортной отрасли, связанных с дальнейшей цифровизацией авто- и железнодорожного транспорта. В России в этой сфере еще очень много работы на годы вперед», – приводит слова Нащекина портал РБК.