В конце августа 2024 года в ОАО «РЖД» сообщили о долгожданном запуске беспилотного электропоезда – первого в истории железнодорожного транспорта России. Специальным образом оборудованная «Ласточка» начала перевозку первых пассажиров по МЦК (Московскому центральному кольцу).
Отмечается, что установленный в поезде автопилот полностью осуществляет все операции по управлению составом. Нейронная сеть способна самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения и выполнять необходимые действия. Машинист при этом по-прежнему находится в кабине для того, чтобы контролировать автопилот, а также для открытия и закрытия дверей в процессе посадки и высадки людей. В любой момент машинист может взять управление поездом на себя, благодаря чему обеспечивается двойной контроль безопасности.
Применяемая в составах система автопилотирования соответствует третьему из четырех возможных уровней автоматизации (по международной классификации). Этот уровень предусматривает присутствие в кабине локомотива человека, однако поезд при этом движется практически без его участия, при использовании технического зрения. Создатели автопилота учли все нюансы для обеспечения максимальной безопасности пассажиров – в частности, предусмотрев десятки различных сценариев нештатных ситуаций, на которые автопилот и система умного зрения способны среагировать раньше, чем находящийся в кабине машинист.
Сообщается, что платформа создана полностью на основе отечественных решений, некоторые из которых были реализованы впервые в международной практике. Данные решения создавались при совместном сотрудничестве отраслевых институтов, ведущих университетов и производителей. Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров стал одним из первых пассажиров беспилотной «Ласточки».
До конца текущего года ОАО «РЖД» планируется завершить испытания бортовых систем и технического зрения по четвертому уровню автоматизации, который является наивысшим. Такие составы будут способны передвигаться уже практически самостоятельно, без присутствия машиниста в кабине.