Лидеры отрасли рассказали, как меняет транспорт искусственный интеллект

Технологии ИИ в последние годы стали иметь ключевое значение для цифровой трансформации экономики России, и транспортная сфера здесь не является исключением. На конференции ЦИПР лидеры отрасли рассказали об уже реализуемых проектах на базе искусственного интеллекта, а также обсудили вечный вопрос о том, заменит ли в будущем ИИ человека.
«Решение о применении технологий необходимо сто раз взвесить. С одной стороны, результаты являются ключевым фактором. РЖД не запустят ни один проект цифровой трансформации, пока не будут доказаны преимущества его выполнения. С другой стороны, использование технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессах не всегда поддается оценке», – рассказал Кирилл Семион, начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД».
В настоящее время холдингом РЖД реализуется более 50 проектов на базе ИИ, при этом каждая новая цифровая разработка проходит проверку на возможность использования технологии. В применении некоторых из них плюсы очевидны, в других же эффект от ИИ может казаться сомнительным. В качестве одного из показательных примеров можно привести обеспечение искусственным интеллектом безопасности на железной дороге: ИИ находит на рельсах повреждения и передаёт сообщение об этом диспетчеру. Умная технология на сегодняшний день способна видеть 97% дефектов.
Ещё один пример: компания «ФосАгро», производитель минеральных удобрений, создала собственного мобильного голосового обходчика вагонов. Ежедневно в обслуживании в Апатитах находится до 30 тысяч вагонов, и для того, чтобы они были допущены к перевозке, необходимо обеспечить соответствие каждого из них жестким требованиям РЖД. Осмотрщики осуществляют проверку вагонов при любых погодных условиях и в любое время года, это очень трудоемкий процесс, при котором периодически возникают ошибки.
«Ошибки – это всегда задержка отправки или погрузки. Мы подумали и решили, что здесь поможет речевое распознавание. Технология позволяет оператору проговаривать то, что он должен записать. Система распознает его речь, переводит в текст и автоматически размещает это в нужных полях информационной системы. Так у нас появляются данные, которые потом мы используем для ремонта и обслуживания вагонов», – говорит Сергей Виноградов, директор департамента цифровизации дирекции по информационным технологиям АО «Апатит».
Новый мобильный голосовой обходчик способен сократить время осмотра состава на 36 минут. Отмечается, что система пока не запущена в промышленную эксплуатацию. Начало работ на всех площадках компании запланировано на август 2024 года.