Компания АвтоВАЗ планирует выпуск электромобилей в Санкт-Петербурге

Представители крупнейшего российского производителя автомобилей – компании АвтоВАЗ – сообщили о планах выпуска электромобилей на бывшем заводе фирмы Nissan, недавно перешедшем под её управление. В частности, планируется выпуск продукции концерна «Алмаз-Антей», который в прошлом году представил прототип электрокроссовера E-Neva.
Эта модель была разработана на Обуховском заводе, её дизайном занимался Санкт-Петербургский политехнический университет. E-Neva имеет длину 4,5 м и оснащена пружинной подвеской, системой полного привода и двухмоторной электрической установкой. Суммарная мощность машины составляет 435 л.с., а разогнаться до 60 км/ч она способна менее чем за три секунды. Максимальная скорость кроссовера – 197 км/ч. Автомобиль имеет цифровую приборную панель, проекционный дисплей, 15-дюймовый сенсорный экран мультимедийной системы, а также 610-литровый багажник.
В настоящее время, помимо базовой версии, у электромобиля от концерна «Алмаз-Антей» существуют проекты фургона и купе-кроссовера, созданные на общей модульной платформе (правда, пока только в виде прототипов).
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что быстро запустить в серию эти машины, скорее всего, не удастся: «Прототипов в российском автопроме было много, а до серии дошли единицы. Единично можно выпускать что угодно и когда угодно. Под такое производство завозится определенное количество комплектующих — собирается что-то в том или ином виде. Конвейерное производство — совсем другой цикл: поставки just in time, технология, которая может позволить изготавливать автомобили в большом объеме по определенной цене. В целом, создание, перезапуск производства машины — длительный и дорогостоящий процесс. Любая новая платформа — два-три года и $2-3 млрд. Для завода Nissan в быстром варианте возможна только сборка каких-то китайских изделий».
Электромобили, которые на сегодняшний день выпускаются в России (Evolute от завода Моторинвест, «Москвич 3», который производят на бывшем столичном предприятии Renault), стоят 2-3,5 миллиона рублей в зависимости от комплектации. Электрокар от «Алмаз-Антей» тоже не будет бюджетным, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Кроме электромобилей с двумя электромоторами на передней и задней оси, довольно мощными – 435 л.с., проектируются еще и два гибрида с газовыми двигателями, которые имеют запас хода 800 и 1 тыс. км. То есть, машина с претензией. В ценах сегодняшнего дня даже при значительной локализации, даже с государственной субсидией, которая на электромобили отечественной сборки составляет до 925 тысяч рублей, стоимость такой машины в рознице будет точно не меньше 3 миллионов рублей. Поэтому авто, наверное, все-таки не массового спроса, и рассчитывать на какие-то большие объемы производства было бы опрометчиво. Учитывая характеристики, которые были заявлены, например, батарея емкостью 80 киловатт-часов, что больше, чем на Volkswagen ID.3», – приводит слова Кадакова портал «Коммерсантъ».
Обновленная стратегия развития отечественного автопрома предусматривает увеличение количества электромобилей до 15% авторынка к 2030 году. В то время как в ноябре 2021-го новые электрокары занимали лишь 0,3%, а в ноябре 2022-го — 0,7% (по данным агентства «Автостат»).