В России появится новая система навигации КОНСУЛ

В Москве эксперты обсуждают изменения в транспортной отрасли под влиянием цифровых технологий. Уже успешно работают первые беспилотники, а цепочки поставок контролируются умными сервисами. Работа техники анализируется и прогнозируется с помощью искусственного интеллекта, он же следит за безопасностью на дорогах, контролируя действия водителей и предупреждая об опасностях. Издержки автопарков сокращаются, перевозки же становятся более безопасными. Эксперты уверены, что по уровню цифровизации транспорта Россия на сегодняшний день занимает одну из ведущих позиций в мире.
«То, что мы сегодня обсуждаем – систему ГЛОНАСС, контроль перевозки грузов, цифровизацию транспорта – это все у нас работает, только нужно эти системы состыковать. И время диктует, что нужно все делать бегом. Уровень компетенций и дальновидности у наших специалистов не сравним с западными, потому как там мозги закислились от вечного достатка. У нас народ более собранный и активный. У нас люди легки на подъем!», – говорит Борис Лоран, первый зампредседателя Общественного Совета при Министерстве транспорта России.
Сегодня российские ученые занимаются разработкой новой комплексированной навигационной системы услуг локации (КОНСУЛ). Её внедрение позволит независимо от работы спутников отслеживать беспилотники, морские суда, самолеты и транспорт предприятий. Данная система может работать в плотной городской застройке, внутри помещений, а также в горной и пересеченной местности. Она поможет в управлении скоростью и траекторией движения беспилотных автомобилей с учётом расположения соседних машин. Система КОНСУЛ будет использоваться в любых сферах экономики, об этом сообщают представители аналитического центра МОНТРАНС.
«Для этого создается наземная инфраструктура, которая формирует локальное поле. Это поле не имеет глобального действия как спутниковая система, а работает только в тех местах, где оно востребовано. Например, на территории морского порта, аэропорта или крупного предприятия. Эта структура добавляет еще одно навигационное поле, в результате чего достигается точность определения местоположения. Конструкторские работы завершаются в 2023 г., а с 2024 г. система КОНСУЛ будет массово поставляться на территории России», – рассказал Михаил Кораблев, главный конструктор АО «ГЛОНАСС».
Эксперты считают, что темпы цифровизации отечественного транспорта значительно ускорятся благодаря ограничениям и санкциям, действующим на сегодняшний день.
«Нынешняя ситуация в первую очередь дает шанс не производителям техники, а создателям ПО, технологий, алгоритмов. Наши ученые придумывают что-то такое, что всегда отличало Россию в плане цифровизации, развития систем и гаджетов. В условиях санкций эти преимущества вырастут не только в сфере разработки ПО, но и прирастет низкоуровневое программирование интегральных микросхем. Думаю, что сейчас Россия пойдет не в фарватере западных стран, а изберет собственный путь. И как часто бывает, он будет наиболее интересен и уникален», – приводит слова Михаила Якимова, директора института транспортного планирования Российской академии транспорта montrans.ru.
«Идет устойчивый тренд на цифровизацию. Мы видим, что сейчас основные процессы на транспорте имеют цифровой дубликат. Это позволяет повысить прозрачность работы компании, сделать систему удобной и эффективной. Из ключевых моментов – электронный путевой документ, который решает сразу несколько вопросов. Во-первых, ускоряет процесс выдачи путевого листа для водителя. Во-вторых, удобен в использовании. Водитель не потеряет свое мобильное приложение. И, в-третьих, значительная экономия бумаги. Наша компания имеет собственную платформу MONTRANS.ONLINE, через которую уже сейчас проводим удаленные предрейсовые медицинские осмотры. Мы готовы к доработке софта для поддержания функционала электронного путевого листа», – уточняет Сергей Кулаков, коммерческий директор ГК «МОНТРАНС».
Руководитель представительства Innopolis University в ЦФО Анна Малиновская озвучила свой прогноз на будущее транспортной отрасли: «Если попытаться предсказать, что будет с отраслью в 2030 г. после завершения программы “Цифровая экономика России”, то я предполагаю, что везде будут беспилотники и зеленые цифровые коридоры для пассажиров. Людям будет комфортно путешествовать. Будут сокращены издержки на логистику. Все будет безопаснее и удобнее для человека. Это основные задачи, которые должна решить государственная стратегия».