Минтранс России разрабатывает проект инфраструктуры для беспилотных видов транспорта

Развитие беспилотников и подключенных транспортных средств, а также подготовка инфраструктуры для них до 2030 года потребует 490 миллиардов рублей из казны и 348 миллиардов внебюджетных средств. Это указано в федеральном проекте «Инфраструктура беспилотных и подключенных транспортных средств», подготовленном Минтрансом. Данный документ регулирует развитие автоматизированного автомобильного, ж/д, водного и воздушного видов транспорта: так, сюда входит переоборудование ЦКАД под беспилотные автомобили, появление интеллектуальных поездов на МЦК и создание специальных зон для беспилотных самолетов.
Федеральный проект состоит из пяти блоков. Первый блок – «Создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного автомобильного транспорта». Нововведение затронет несколько федеральных дорог (сюда попадут Москва–Санкт-Петербург, ЦКАД и М12). Их переоборудование и создание цифровых двойников для запуска беспилотников потребует более 379 млрд. рублей. Свыше 155 млрд. рублей дополнительно планируют потратить на зарядные и заправочные станции для автомобилей на автоматическом управлении.
Второй блок федпроекта — «Создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного железнодорожного транспорта». Самым дорогим проектом в его рамках будет организация движения поездов без участия машиниста на МЦК и полигонах транспортного коридора Запад–Восток: он потребует 94 млрд. рублей с 2024 по 2030 годы. Кроме того, почти 46 млрд. рублей понадобится для реализации программы «Цифровой сортировочный комплекс». Предполагается, что она обеспечит готовность 26 приоритетных железнодорожных станций и 120 грузовых к движению подвижного состава без участия машиниста. 26 млрд. рублей планируют направить на внедрение робототехнических комплексов, которые будут обслуживать поезда на сортировочных станциях, а ещё 24 млрд. — на единую систему диагностики подвижного состава, необходимую для перехода к беспилотным технологиям работы.
Следующий блок направлен на инфраструктуру для авиационного транспорта. Финансироваться он будет более скромно, чем первые два направления. На разворачивание систем информационного обеспечения полетов беспилотников направят около 5 млрд. рублей, 3 из которых поступят из внебюджетных источников. На пилотные зоны, где будут проходить тестирование технологии для интеграции таких судов в единое воздушное пространство, потребуется потратить 1,4 млрд. рублей.
Четвертый блок – создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного водного транспорта, а также роботизации портов. В его рамках будут введены в эксплуатацию цифровые платформы управления внутренними водными путями, а также запущены безэкипажные суда технического флота (это потребует 1 млрд. и 700 млн. рублей соответственно), а также будет разработан и внедрен «виртуальный помощник» для дистанционно управляемых судов.
Пятый и последний блок федерального проекта подразумевает создание нормативно-правовой базы, то есть определенных условий и национальных стандартов, обеспечивающих эффективность, безопасность и легальность грузовых и пассажирских перевозок беспилотным транспортом. Это потребует 1,2 млрд. рублей, как указано в документе.