Скоростные линии, беспилотники и вертолётное такси – как изменится московский транспорт в ближайшие годы

О перспективах появления в столице беспилотных поездов, высокоскоростных железнодорожных линий и круглогодичных речных перевозок, а также о современных тенденциях в сфере транспортного образования рассказал Александр Климов, ректор Российского университета транспорта. По его словам, интерес к получению транспортного образования с каждым годом увеличивается, и через несколько лет специалисты новых транспортных профилей на московском рынке труда будут одними из самых востребованных. На сегодняшний день университет готовит, в том числе, IT-специалистов со знанием специфики транспортных процессов, аналитиков, которые смогут работать с массивами больших данных в сфере транспортного планирования, в планах – подготовка специалистов по беспилотным технологиям.
На вопрос о том, каким ему видится будущее транспортной системы Москвы, Александр Климов в интервью «Российской газете» ответил: «В идеале – это гармоничное сочетание всех видов транспорта. Думаю, что новые технологии позволят сделать городской транспорт более компактным и эффективным. Уже сегодня мы наблюдаем “расцвет” электрических самокатов и велосипедов. Уверен, что в ближайшие годы будет разработана инфраструктура, позволяющая пассажиру быстро доезжать от остановки общественного транспорта до дома или работы, с использованием легковых или мобильных транспортных средств. Я бы очень хотел, чтобы в разработке этой инфраструктуры приняли участие ребята из детского технопарка, который мы планируем открыть в этом году, благодаря поддержке департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы».
Что касается беспилотных технологий в автомобильном транспорте, по словам Климова, разработки в этой области ведутся уже давно. Он уверен, что в ближайшее время новую транспортную инфраструктуру адаптируют под использование беспилотных транспортных средств, для чего необходимо активное внедрение технологий информационного моделирования. Подготовка специалистов по данным технологиям в Российском университете транспорта начнётся уже с нового учебного года.
Александру Климову также был задан вопрос о перспективах вертолетного такси, которое могло бы быть выходом, к примеру, для Новой Москвы. Он ответил, что в настоящее время вертолетное такси с большой натяжкой может считаться общественным транспортом, так как оно неэкономичное, шумное и не вполне доступное, поскольку до места посадки добираться сложно. Более того, Москва в границах МКАДа является зоной, запретной для полётов. «Я вижу перспективы у электрического воздушного транспорта – он экологичнее и уровень шума от него меньше. Было бы здорово для начала организовать такой транспорт, хотя бы для перевозок пассажиров между аэропортами столицы, чтобы избежать многочисленных пересадок и непредсказуемых пробок», – отметил он.
Ректор РУТ ответил и на вопрос о возможности появления регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке – тема курсирования речных трамваев по расписанию уже давно является предметом дискуссий. Климов считает, что идею сделать такие перевозки круглогодичными можно назвать одним из наиболее перспективных и интересных проектов столицы. «Перемещение по реке достаточно комфортное и в некоторых случаях эффективное. Полагаю, что это в будущем может стать дополнительной отличительной чертой Москвы, привлекательной для туристов. Подготовку специалистов-речников в Москве осуществляет только Российский университет транспорта, и мы готовы к взаимодействию, как в части подготовки кадров, так и в экспертизе принимаемых в области речного транспорта решений».