Российские безэкипажные суда первыми в мире получат официальный статус

На сегодняшний день Россия занимает лидирующие позиции не только в области внедрения новейших технологий в сфере беспилотного мореплавания, но и в части его законодательного регулирования. Об этом было заявлено на Международном научном форуме “Каспий-2021″. Сообщалось также, что отечественные автономные суда смогут первыми в мире получать официальный статус морского автономного надводного флота.
«За последние два года в сфере безэкипажных морских технологий был сделан, не побоюсь этого громкого слова, прорыв. Мы первыми в мире создали полный комплекс и технических, и правовых условий, чтобы можно было применять автономные суда в портовом, рыболовном и в целом ряде других направлений вплоть до досугового флота. Это позволит существенно повысить безопасность мореплавания и эффективность работы судоходных компаний», – отметил Александр Пинский, генеральный директор отраслевого центра MariNet, который в рамках проекта Национальной технологической инициативы осуществляет поддержку развития высоких технологий для морской отрасли.
В конце прошлого года в России приняли положение, благодаря которому в торговом мореплавании появились понятия автономного и полуавтономного судов – самоходного транспорта, который полностью или частично управляется без присутствия на борту экипажа. Госдума России в настоящее время готовится рассмотреть федеральный законопроект, который введёт в мореплавание такое новое понятие, как внешний экипаж. В его состав войдут дистанционно управляющие судном сотрудники, но это будут не просто операторы: планируется, что внешний экипаж составят люди с флотским опытом работы (в должности капитана или старпома).
Василий Гуцуляк, президент Ассоциации международного морского права, завкафедрой Юридического института Российского университета транспорта заявил на форуме, что содержание судового экипажа является второй после топлива статьёй расходов для судовладельцев, и, разумеется, они очень заинтересованы в сокращении персонала. В то же время в сфере мореплавания сегодня наблюдается нехватка специалистов. Данные, предоставленные Международной палатой судоходства, свидетельствуют о том, что к 2025 году дефицит кадров составит уже 150 тысяч человек. При этом, 80% аварий в зоне мореплавания случается из-за человеческого фактора. Всё это и привело к необходимости активного внедрения беспилотных судов. Василий Гуцуляк сообщил, что уже в 2021 году в российские порты поступят 6 автобуксиров для обслуживания судов.
На форуме “Каспий-2021″ также была представлена разработка ученых Астраханского госуниверситета – цифровые модели исследовательских судов, которые могут работать в открытом океане без людей на борту в течение целого года. Эти суда-роботы, оборудованные нейросетью и сенсорными датчиками с машинным зрением, будут собирать данные об акватории и передавать их людям по спутниковой связи. Получение данных таким образом способно значительно сократить расходы по сравнению с проведением исследований традиционными видами судов.